«The Elder Scrolls Online» в магазине Гамазавр

Forbes предсказывает «The Elder Scrolls Online» оглушительный провал

Forbes предсказывает «The Elder Scrolls Online» оглушительный провал

Новый 2014 год обещает быть богатым на потенциальные хиты. Геймеров ожидает релиз «Titanfall», «Destiny», «Watch Dogs», «The Division» и многих других громких тайтлов.

Но у меня плохое предчувствие относительно одного конкретного проекта, который казался мне бессмысленным с самого начала: «The Elder Scrolls Online».

31 декабря один из авторов Kotaku, под ником Superannuation написал в своём твиттере, что по его сведениям бюджет «The Elder Scrolls Online» составляет более 200 миллионов долларов.

Этот твит был поспешно удалён и подтвердить информацию мы никак не можем, поскольку Bethesda и ZeniMax хранят молчание. Но даже если реальный бюджет проекта вдвое ниже, TESO ждут нелёгкие времена.

Урок «The Old Republic»

Однажды, в далёком 2011 году, уже была MMO, разработчики которой обещали, что смогут конкурировать с «World of Warcraft» и успешно работать по подписке, благодаря огромной фанбазе своей вселенной. На создание «Star Wars: The Old Republic», в основу которой был положен сверхпопулярный мир Звёздных Войн, было выделено 200 миллионов долларов.

Но даже Звёздные Войны не смогли удержать игроков «The Old Republic» и убедить их ежемесячно вкладывать деньги в проект. Эта MMO не привнесла ничего нового в жанр и очень скоро начала терять подписчиков. В конечном итоге разработчики признали поражение и переключились на модель free-to-play. Игра всё ещё существует в этом виде, но вместо мегаблокбастера, который был нужен EA, она стала просто ещё одной онлайновой RPG и уроком того, что не стоит переоценивать силу бренда.

То же самое происходит сейчас с «Elder Scrolls Online».

Несмотря на то, что игроки любят серию «Elder Scrolls», и у каждого из нас есть тёплые воспоминания о путешествиях по Скайриму, Сиродилу и Ввандерфеллу, вселенной Древних Свитков далеко до популярности Звёздных Войн и многопользовательская игра по ней не заслуживает бюджета в 200 миллионов.

Некоторые возразят, что кроссплатформенность проекта (игра выходит как на PC, так и на консолях нового поколения PS4 и Xbox One) привлечёт новую аудиторию, которой нет у SWTOR и большинства других MMO.

Теоретически это верно. Я и сам бы попробовал сыграть в TESO на PS4 или Xbox One, несмотря на то, что для проектов подобного жанра я традиционно предпочитаю использовать PC. Однако, я и остальные владельцы консолей столкнутся с одной небольшой проблемой — необходимостью ежемесячно платить 15 долларов.

Спасибо, но нет.

Игроки на консолях и PC, не являющиеся преданными фанатами WoW or EVE Online, не готовы возвращаться к стремительно устаревающей модели подписки. Её практически не используют на консолях. Хотя изначальные продажи TESO вполне могут сравнится с цифрами Skyrim, подписка вскоре ограничит аудиторию проекта до самых преданных фанатов.

Я не знаю, является ли идея того, что люди настолько сильно любят вселенную «Elder Scrolls», что заплатят 60 долларов за коробку с игрой и 180 долларов в год, чтобы играть в TESO, самонадеянной или просто глупой, но с деловой точки зрения это по крайней мере неразумно. Дело не только в том, что ежемесячная подписка выходит из моды, но и в том, что высокобюджетные MMO AAA класса уже приелись игрокам. Мне казалось, что провал SWTOR послужит уроком остальным студиям и они пересмотрят планы по выпуску собственных дорогих MMO. Но разработчиков из Zenimax Online это похоже не волнует и они могут за это поплатиться.

Знай свою аудиторию

После анонса «The Elder Scrolls Online» я спросил себя: «Кому вообще нужна MMO во вселенной Древних Свитков?» В то время как множество игроков просили улучшенную версию «Star Wars Galaxies», а некоторые даже размышляли о многопользовательской KOTOR, до того как вышла «The Old Republic», я не могу сказать того же о фанатах «Elder Scrolls». Эта серия всегда была в первую очередь одиночной. Вы — герой, исследующий огромные локации, выполняющий квесты и спасающий мир. Мне не кажется, что игроки вообще останавливались и думали: «Было бы гораздо лучше, если бы по миру бегали ещё 50 версий меня, с именами на макушках».

Короче говоря, Bethesda и Zenimax потратили невероятную сумму денег на разработку игры у которой вообще может не быть аудитории.

Но перейдём от пустых рассуждений к фактам. Игра уже давно находится в стадии бета-тестирования и многие успели её испробовать.

Очевидно, что мнения будут разнится, но судя по общим впечатлениям на различных форумах, игра получилась просто напросто средней. Находясь в онлайновом Тамриэле, ты действительно чувствуешь себя в знакомой вселенной «Elder Scrolls», но к чему тогда все MMO элементы? Большая часть игры проходится соло, а ограничения жанра не позволяют достичь даже уровня графики «Skyrim».

Сейчас идут дебаты относительно того, лучше или хуже эта игра, чем «The Old Republic». Показателем успеха это назвать сложно. Главной мыслью при этом является то, что проект снова не вносит никаких значительных нововведений ни в жанр MMO, ни во вселенную «Elder Scrolls». В двух словах, «The Elder Scrolls Online» не стоит 15 долларов в месяц, как впрочем и большая часть современных игр.

В дополнение ко всему этому, Bethesda печально известна тем, что не может выпустить даже однопользовательские игры без неприятных багов, поэтому многие фанаты относятся к их переходу в жанр MMO крайне настороженно. Ведь неизвестно, будет ли игра вообще работать на старте. За последние годы тому было множество примеров, так что опасения вполне обоснованы.

Золотая лихорадка закончилась

Жанр MMO ещё не умер, а вот модель оплаты по подписке доживает свои последние дни. Bethesday/ZeniMax должны были это предвидеть. Вполне возможно, что TESO всё таки окажется великолепной игрой, но шансы этого невелики, ведь множество игроков уже побывали в многопользовательском Тамриэле и он их не слишком впечатлил. Решение сделать MMO по знаменитой однопользовательской серии само по себе может показаться странным. Что ещё хуже, разработчики ожидают, что мы будем платить за привилегию поиграть в это 15 долларов в месяц.

Я не могу сказать, составляет ли бюджет «Elder Scrolls Online» 200 миллионов. Если нет, проект всё равно кажется мне рискованным. Если да, он может обернутся настоящей катастрофой для издателя.

Как бы то ни было, в апреле мы узнаем всё сами. Я связался с ZeniMax и попросил их прокомментировать ситуацию с бюджетом. Они попросили меня подождать официального заявления по этому вопросу, если оно когда-нибудь будет сделано. Что касается подписки, мне дали ссылку на интервью Мэтта Фирора, в котором он говорил о постоянном добавлении нового контента, которое возможно только при использовании такой модели оплаты. Время покажет, готовы ли игроки платить за это.

Новые скриншоты и концепт-арты

Управление для контроллеров
Магазин «Crown Store»
Полосатый Сенч (Striped Senche)